Ира – обладательница дипломов олимпиад «Ломоносов», «Высшая проба», Кутафинской олимпиады, олимпиады «Фемида», Московской олимпиады школьников. Также в 2019-2020 учебном году она стала победителем олимпиады РАНХиГС по обществознанию и призёром регионального этапа ВсОШ по праву.
Привет, Ира! Перед тем, как мы начнём интервью, хотелось бы поздравить тебя с поступлением на бюджет.
Спасибо большое! (улыбается)
Как давно ты начала готовиться к олимпиадам? Как ты узнала о них и почему решила поступать именно таким способом?
О том, что олимпиады – лучшая альтернатива поступлению по ЕГЭ, я поняла уже ближе к 10 классу, хотя и до этого принимала в них активное участие.
В 8 классе дважды ездила в Образовательный центр «Сириус», где, общаясь со старшими ребятами, открывала для себя мир олимпиад. Более серьёзно к олимпиадам (не только как к соревнованию, где ты можешь проверить свои силы) стала относиться в 9 классе, когда стала первой в Костромской области на региональном этапе по литературе. Ситуация складывалась так, что одного участника от субъекта могли отправить по квоте на заключительный этап. Буквально за 2-3 недели я узнала, что поеду на Всеросс в Казань. Я никогда не думала, что за неделю можно пережить столько эмоций: от эйфории на церемонии открытия до отчаяния на показах работ и апелляции. До получения диплома мне не хватило 4 баллов. Конечно, сказались и малое количество времени для подготовки к олимпиаде всероссийского уровня, и творческий характер заданий, и собственное недостаточное погружение в предмет. Тем не менее Всеросс я запомню как огромнейшую школу, скорее в моральном плане.
После Всеросса были неудачная попытка поступления в Университетскую гимназию при МГУ и, напротив, успешная сдача экзаменов в Лицей НИУ ВШЭ на направление «Юриспруденция», где я окончательно поняла, что вижу себя только на юридическом факультете.
К сожалению, многие боятся участвовать в олимпиадах, считая их соревнованиями для гениев или отличников. Наверное, такой страх и есть основная причина, почему старшеклассники считают, что лучше не рисковать, и идут сдавать ЕГЭ. Я сразу для себя решила, что надо участвовать в олимпиадах и стараться делать это успешно. Было бы опрометчиво не рассчитывать взять диплом олимпиады в выпускном классе. Я мечтала иметь к концу 11 класса возможность выбрать вуз, а не подавать документы туда, где хватит суммы баллов ЕГЭ. Ещё больше мою уверенность подкрепляла такая мысль: нет ничего плохого в том, чтобы действовать вразрез с мнением большинства и делать не так, как все. Передо мной были примеры ребят, которые благодаря олимпиадам уже в свои 16 лет обеспечили себе поступление в ведущие вузы. И это вдохновляло.
Немного жалею, что не получила всего того, что могла бы за последний учебный год, но, если бы была возможность повторить этот путь заново или поступать по ЕГЭ, я бы без сомнений выбрала первое.
Как именно ты готовилась?
Большую часть времени готовилась сама, но многое взяла от пар в Лицее Вышки, Школы права при МГУ и онлайн-курсов. Но всё же какими бы известными ни были преподаватели и какими бы уникальными ни были материалы курсов, только от вас зависит применение полученных знаний на олимпиадах.
Есть ли у тебя личные секреты по подготовке к олимпиадам?
Что-то особенное, что отличало бы мою подготовку, выделить не смогу. Всегда упоминаю о строгой дисциплине, которой надо придерживаться: я старалась максимально подробно планировать подготовку (от чёткого графика заочных этапов до повторения материала и решения заданий в автобусе и метро) и убирать телефон, чтобы не было соблазна ответить на всплывающие уведомления. Когда совсем не было желания, применяла правило 5 секунд: отсчитывала от пяти до одного и заставляла себя заниматься.
Расскажи, пожалуйста, поподробнее о том, какие олимпиады ты взяла? Что тебе дала подготовка к ним?
В 11 классе я взяла 5 перечневых олимпиад по праву (Ломоносов, Высшая проба, Кутафинская олимпиада, Фемида, МОШ), стала победителем олимпиады РАНХиГС по обществознанию и призёром регионального этапа ВсОШ по праву.
Олимпиада «Ломоносов» дала мне право поступления без вступительных испытаний на юридический факультет МГУ. Однако участие в олимпиадах намного больше, чем формальное право не сдавать ЕГЭ или сдать лишь обществознание на 75+. Именно благодаря олимпиадам я обрела лучших друзей, с которыми связано столько воспоминаний, пережитых трудностей и радостей. Встретить таких людей действительно дорогого стоит. Вы перестаёте быть конкурентами друг для друга: наоборот, ничто не учит так радоваться успехам других, как участие в олимпиадах. Вы вместе усердно работаете, периодически желаете бросить начатое, а потом подбадриваете друг друга и снова возвращаетесь к цели.
И, конечно, участие в олимпиадах по праву развивает память, юридическое мышление, учит ответственности, умению планировать своё время.
Какие советы ты могла бы дать ребятам, которые сейчас грезят о получении заветного диплома?
Если кратко, то не нужно бояться, игра стоит свеч, однозначно :) Но я постараюсь дать конкретные советы, чтобы ответ на этот вопрос не превратился в рассуждение о мотивации и об «успешном успехе».
Планируйте свою подготовку, однако делайте это грамотно, не ставя себе 20 сложных задач на 1 день. Зачастую, когда мы составляем списки дел, не учитываем свои возможности: и временные, и физические, и психологические. Сначала рассчитайте время, которое у вас есть, и только потом составляйте программу подготовки. Обязательно включайте в план время отдыха, резервные дни, постоянное повторение материала и возможность отмечать свой прогресс.
Расставляйте приоритеты. Да, это сложно, ведь мы хотим стать призёрами и победителями олимпиад, хорошо учиться в школе, общаться с друзьями, сохранять тёплые взаимоотношения с родителями. Так, в школе часто бывают ситуации, когда из-за большого объёма домашних заданий по непрофильным предметам, вы не успеваете. Только, скорей всего, через год никто и не вспомнит про невыполненное задание. А вот вы вряд ли забудете о том, как упустили время и не поступили в вуз мечты.
Умение обучаться – это приобретаемое, а не врождённое качество. Поэтому важно найти для себя наиболее эффективные методы обучения. Во-первых, не дадут ничего заучивание наизусть без повторения и простая зубрёжка конспекта. Они нацелены на краткосрочный эффект: зазубрили – и сразу же рассказали. Такая информация не задерживается надолго в памяти, так же, как и внешне красивое оформление материала, который вы не поняли. Конспект должен помочь вам разобраться в теме, а не стать причиной впустую потраченного времени.
Способы запоминания и повторения. Наиболее удобными я считаю мнемонические формулы, карточки в приложении Quizlet, решение заданий прошлых лет (так вы ещё и поймёте специфику той или иной олимпиады). Эффективными будут и составление собственных задач, обсуждение их с друзьями.
Повторяйте. Даже в течение суток мы забываем бОльшую часть изученного материала. Чтобы усвоить его, повторяйте через разные промежутки времени: например, через 12 часов, через сутки, затем через 3 дня, неделю, месяц. Помните, что в большинстве случаев лучше повторить старый конспект, чем разобрать новый материал без какого-либо повторения уже пройденного.
На мой взгляд, важно ещё развить в себе 2 умения:
- Не останавливаться на победе. Меня всегда восхищали люди, которые добиваются высоких результатов и при этом совершенно не гордятся, а готовятся к следующему этапу.
Наконец, поймите, для чего вам нужна олимпиада. Успешное участие требует усиленной, всепоглощающей подготовки, полного погружения в предмет. Олимпиадный год сложный (особенно, 11 класс), поэтому полюбите дело, которым вы занимаетесь, найдите в этом смысл для себя.
Как сейчас складывается твоя жизнь? Где ты учишься? Легче ли тебе, чем студентам, поступающим по ЕГЭ?
Я студентка 1 курса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Честно скажу, учиться нелегко: сильный преподавательский состав, большой объём литературы к семинарам, наличие непрофильных дисциплин (история России, русский язык и культура речи).
Конечно, благодаря олимпиадам часть материала по некоторым предметам мне уже знакома. Также после нескольких лет подготовки мне вполне легко удаётся работать в справочно-правовых системах «Гарант» и «КонсультантПлюс», что помогает на парах по правовой информатике. Однако неправильно полагать, что, став призёром олимпиады, вы сможете «выезжать» на профильных дисциплинах на своих остаточных знаниях, потому как работа на каждом семинаре требует глубокого понимания темы. Читать приходится действительно много, поэтому часто ловлю себя на мысли, что не могу ограничить время работы и виню себя, если не успеваю что-то доделать. Избавиться от этого чувства сложно, учитывая, что в условиях дистанционного обучения ещё и физическая активность почти полностью заменилась умственной. Но, если бы у меня сейчас была возможность выбирать, я думаю, я бы снова выбрала участие в олимпиадах и поступление в МГУ.