Подпишись и получай полезные материалы для подготовки →
Рекомендации

Начинай строить колодец не тогда, когда захочется пить

С осени 2010 года, когда я поспорила, что за два месяца изучу теоретическую базу по обществознанию и выиграю городской этап, я приняла участие в 27 олимпиадах по обществознанию, праву и философии, участие в 20 из которых для меня стало успешным.
Поэтому я собираюсь рассказать о специфике олимпиад, разновидностях заданий, методах подготовки.

Все олимпиады по названным выше предметам делятся на три типа, от этого зависит подготовка к ним.

Первый тип – традиционные, эдакие пародии на Всероссийские олимпиады, подготовиться к которым можно изучением теории и прорешиванием прошлогодних вариантов олимпиад. Задания носят типичный характер, например, в городских, областных, всероссийских олимпиадах, олимпиадах МГЮА им. О.Е.Кутафина по праву часто встречаются задания на расшифровку аббревиатур и на перевод с латыни, на сопоставление терминов и на раскрытие их содержания, на умение разрешать практические задачи. Существует два основных способа подготовки, сочетание которых представляется мне эффективным: изучение теории (ею стоит заниматься постепенно, стараться распределять объем работы на определенный период) и прорешивание, повторение прошлогодних заданий (это эффективнее делать в последние дни перед олимпиадой).

В связи с этим встает вопрос о характере работы: далеко не всегда получается работать по плану, часто накапливаются пласты теории, до которой «не доходили руки», нерешенная практика. И тогда приходится работать рывками, проводить мобилизацию своего мозга, которая требует концентрации моральных и физических сил. Неделя – это тот срок, за который можно полноценно повторить теорию и поработать с практикой, но в 11 классе различные олимпиады очень часто проводятся даже не в соседние дни, а в один день, и три дня на подготовку – это уже огромная роскошь. Если вам приходится готовиться в последний вечер, когда силы, казалось бы, на исходе, нужно отчетливо понимать и помнить, ради чего это всё.

Начать стоит с написания плана вашей подготовки. Разбейте предмет на несколько областей. Например, обществознание можно поделить на блоки: экономика, политология, социология и другие, право – на гражданское, административное, международное и т.д. Наряду с предметными областями выделите блоки, к примеру, работа с терминами. Все пункты плана распределите по времени. Один из самых важных элементов успешной подготовки – это мотивация. Два года назад выпускник лицея Саша Москаленко, рассказал мне, что после неудачной олимпиады ему приснился сон, из которого он запомнил одну фразу: «Начинай строить колодец не тогда, когда захочется пить». На меня тогда это сильно повлияло, я поняла, что начинать работать нужно не в следующем году, через месяц или с понедельника, а сейчас.

Второй тип олимпиад – олимпиады, сочетающие в себе творческие и теоретические элементы. Это олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба» по праву, СПбГУ, РАП, «Покори Воробьевы горы». К ним следует готовиться по вузовским учебникам, причем желательно работать с монографиями преподавателей вуза, который проводит олимпиаду. Например, к Радиовышке по социологии мне помог подготовиться учебник Сорвина, Сусоколова «Человек в обществе». Кстати, Радиовышка – это вид Конкурса Юных, победа в котором дала мне возможность пройти сразу во второй тур олимпиады по обществознанию без прохождения тестов по обществознанию и иностранному языку.

Третий тип олимпиад – олимпиада НИУ ВШЭ «Высшая проба» по обществознанию, олимпиады МГУ «Ломоносов». Это олимпиады продуктивных знаний, которые носят научно-творческий характер, предполагают изложение материала в несколько больших объемах, чем требует того постановка вопроса, в особенности это касается олимпиад МГУ. Если вам попадается вопрос, четкого ответа на который вы не знаете, пытайтесь развить мысль и показать свои знания, пишите всё, что знаете о данном явлении, так как ситуация «я же знал, но не написал» распространенная и весьма обидная. Несмотря на необходимую широту знаний, всё-таки можно назвать определенные пособия и монографии, нормативно-правовые акты, которые могут помочь в подготовке к таким олимпиадам.

Для Вышки это всё тот же учебник К.В.Сорвина по социологии, Политология А.Ю.Мельвиля, для олимпиад «Ломоносов» по праву и обществознанию – учебник «Обществознание» А.М.Арбузкина, в котором прекрасно, на мой взгляд, представлена теория по праву, словарь по обществознанию под ред. Ю.Ю.Петрунина для олимпиады по обществознанию. Моим первым учебником по праву был учебник «Основы права» под редакцией В.В.Блажеева. В олимпиадах по праву довольно часто встречаются задания на знание следующих НПА: Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, СК РФ, Закон РФ “О защите прав потребителей”, Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”, Федеральный закон “Об общественных объединениях”, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.

В подготовке к олимпиадам любого уровня важную роль играет изучение теории. Повторять ее перед олимпиадой, прочитывая всё заново в учебниках и монографиях, займет слишком много времени и образует в голове путаницу, поэтому я конспектирую теорию в процессе изучения. К тому же, у многих людей хорошо развита зрительная память, а значит, конспектирование – эффективный метод запоминания материала. Делайте конспекты цветными, рисуйте схемы, вводите свои условные обозначения. Одним словом, сделайте конспект таким, чтобы его страницы вставали перед вашими глазами на олимпиаде.

В процессе написания олимпиады особое внимание мне хотелось бы обратить на черновики. Старайтесь как можно меньше тратить времени, писать на черновик, так как немало примеров, когда люди просто не успевали перенести работу на чистовик.
Олимпиадная работа, как правило, включает в себя несколько видов заданий. По праву это тесты, задания на терминологию, сопоставления. переводы с латыни, расшифровку аббревиатур, практические задачи.

В заключение, мне бы хотелось сказать несколько слов о неудачах. Они неизбежны в любом деле, но их роль определяете вы сами. Те, кому всё достается слишком легко, не видят потребности в росте. После провала в 2012 году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по обществознанию  в 11 классе я интенсивно работала и стала победителем и призером пяти вузовских олимпиад по обществознанию, праву, философии. Я искренне надеюсь, что кто-то из вас станет продолжателем олимпиадного движения, что талантливой молодёжи год от года будет больше. Хочется пожелать вам удачи. Работайте над собой, побеждайте!