Подпишись и получай полезные материалы для подготовки →
Рекомендации

Каждому близок свой способ подготовки, так же как и формат олимпиады

До того момента, как я перешла в старшую школу, мне не доводилось принимать участие в олимпиадах. Мое олимпиадное движение началось во многом благодаря моему преподавателю по обществознанию.

Когда мне предложили принять участие в муниципальном туре всероссийской олимпиады по праву в 2011(12) году, я не подозревала, что именно это повлияет на мой дальнейший выбор профессии.

Разумеется, я не знала, как нужно готовиться, какие нужны материалы. Все, что у меня было – это томик конституции и варианты прошлых лет. Не было удивительно, что мое участие увенчалось лишь поражением, я оказалась почти в самом конце списка результатов. Это было моим вторым толчком на пути к тем результатам, что есть у меня сейчас.

Тогда в ноябре 2011 года я узнала о проведении олимпиады Высшей Школы Экономики по праву и зарегистрировалась на заочный тур. Началась усиленная подготовка.

Первым моим учебником стал, рекомендованный самой же вышкой, учебник Салыгина, по основам правоведения. Вторым по списку был двухтомник Кашанина по праву (профильный уровень). Эти учебники дали очень хорошую основу. Иногда я привлекала учебник Яковлева и учебник Никитина по праву, но эти материалы не очень мне подошли по способу изложения.

Во многом мне помогал мой преподаватель, уже в 10 классе мне было разрешено посещать уроки с параллелью 11 классов. Мы решали много правовых задач, многие из них находили в Интернете или же брали из олимпиад прошлых лет.

Конституцию я почти выучила наизусть, приходилось ее перечитывать по несколько раз в неделю, но для написания олимпиад этого было не достаточно, так что пришлось покупать пособия по Конституционному праву. Их существует огромное количество, мне подошел курс конституционного права в таблицах Э.В. Костериной и учебник по отрасли Конституционного права издательства “Юрайт”.

В десятом классе так же была затронута отрасль семейного права, но тут хватило самого кодекса и информации в школьных учебниках.

С помощью преподавателя я прошла заочный тур в олимпиаде Ломоносова по праву. Таким образом, в 10 классе я приняла участие в олимпиадах ВШЭ, МГУ и Московской олимпиаде школьников, последняя прошла совершенно без эмоций и результат в ней был средним.

Олимпиады Вышки и Ломоносова проходили в один день, что не могло не сказаться на результате. В 2012 году у Вышки был несколько иной формат, который показался несколько легче, нежели тот, который был в этом году. Тех знаний, которые были получены за полгода, хватило, чтобы получить диплом 2 степени по праву в Вышке и написать олимпиаду Ломоносова на приличном уровне, но, к сожалению, не став призером.

Самое сложное было совмещать подготовку к олимпиадам в 11 классе с подготовкой к ЕГЭ. Московскую олимпиаду школьников мой преподаватель предложил заменить на участив в олимпиаде МГЮА.

Первым пособием к подготовке стал учебник Блажеева по праву, который закрепил знания по основам теории государства и права. Кстати этот раздел как нельзя лучше пригодился для написания 1 части олимпиады “Высшая проба”.

Так же много информации по теориям происхождения государства и права дает двухтомник Арбузкина по обществозанию, но некоторые вещи приходилось читать с помощью той же Википедии.

Всероссийская Олимпиада – на мой взгляд самая сложная, особенно для тех, кто изучает право один или два года. Мне удалось стать призером Регионального этапа, но к сожалению, к финалу не допустили – баллов не хватало. Всерос по формату, кстати, очень похож на олимпиаду МГЮА.

Для того чтобы написать эти олимпиады нужно хорошо ориентироваться в ФЗ и ФКЗ РФ. Многие как сумасшедшие учат латинские выражения, по совету преподавателя я не стала этого делать. Максимум, что могут принести эти задания 4 балла, это не так много, как могут дать правильно решенные задачи.

В 11 классе очень много гражданского и уголовного права, тут, пожалуй только один выход – нужно читать кодексы, понимать их и учить определения (без них совершенно никуда).

Для уголовного права обязательно нужно ориентироваться в общей части, мне в этом очень помог учебник Кругликова по общей части. С Гражданским правом было труднее всего – учебник по отрасли мне попался не самый удачный, поэтому основную часть мне объяснял преподаватель. Для трудового права, как ни странно, хватило нескольких уроков в школе и самого кодекса, правда с комментариями, так же есть всевозможные сборники задач по всем отраслям. Задач решалось очень много, к каждой находились аргументы из кодексов и фкз.

Каждому близок свой способ подготовки, так же как и формат олимпиады. Для меня трудней всего были олимпиады МГЮА и Всероссийская. Что касается НИУ ВШЭ, то тут было только одно нарекание – формат олимпиады был изменен, и участники были к этому не готовы, поэтому средний был бал получился невысоким. 

Но у Вышки на сайте есть очень полезный документ с перечнем всех тем, которые нужно знать в каждой отрасли, это во многом облегчило подготовку и в самом деле, на олимпиаде не спроcили ничего из того, чего бы не было в списке.

В целом очень сложно дать не размытую рекомендацию к подготовке, как кажется мне – нужно начать с Конституции РФ кодексов, а также учебников по Основам Государства и Права. Дальше переходить на учебники по отраслям права и решать варианты прошлых лет, как можно больше.

Но самое главное – это вера в себя, поддержка наставников и родных.